Ветеринарная клиника | Мочекаменная болезнь

Мочекаменная болезнь

Мочекаменная болезнь у котов.

Мочекаменная болезнь- это уролитиаз, системное, чаще хроническое заболевание, характеризующееся образованием уроконкрементов в мочевыводящих путях, и проявляющееся дизурией, поллакиурией, ишурией, мочевыми коликами, периодическими гематурией и кристаллурией.

Мочекаменная болезнь у котовимеет многовековую историю, давно изучается официальной медициной, но, до настоящего времени вопросы этиологии, патогенеза, диагностики и профилактики данного патологического процесса остаются до конца не изученными и во многом спорными.

Отчего возникает мочекаменная болезнь у котов :

- Наследственность и породная предрасположенность.

Данные пород, чаще всего страдающие мочекаменной болезнью:
Струвитный уролитиаз: у кошек: европейская короткошерстная, русская голубая, у собак: шнауцеры и йоркширский терьер
Оксалатный уролитиаз: у кошек: персидская, у собак: пекинес, ши-тцу
Уратный уролитиаз: у кошек: сиамская, бирманская, у собак: далматин
Цистиновые камни: у собак: такса, бассет-хаунд, английский бульдог

- Пол. Чаще всего, из-за анатомической предрасположенности, самцы подвержены больше подвержены этому заболеванию. Коты болеют чаще кошек, что составляет - 74% и 26% соответственно. Причем, наиболее часто уроконкременты выявляются у кастрированных котов. Все это обусловлено тем, что у котов уретра более длинная, чем у кошек.

- Возраст. По данным разных исследований мочекаменная болезнь развивается у котов и кошек в период с 6-8 месяцев до 7 лет. Средний возраст кошек, страдающих уролитиазом, составляет 6,5 +- 3,4 года. Кастрированные коты проявляют клинику уролитиаза чаще в возрасте 2-х - 5-и лет с первым пиком проявления данной патологии в возрасте 2 лет, вторым - в 6 лет. После 7 лет у стерилизованных (кастрированных) котов мочекаменная болезнь не отмечалась. У котов в возрасте старше 7 лет моча менее концентрированная.

- Образ жизни. Кошки, которые содержатся исключительно в домашних (квартирных) условиях без выхода на улицу (выездов на дачу) имеют более высокие показатели встречаемости заболеваний нижних отделов мочевой системы.
Подвижность животного напрямую связана с весом животного. По различным данным от 50% до 87% котов, страдающих от избыточного веса, заболевают мочекаменной болезнью. Наличие постоянных стрессов приводит к развитию воспалительных заболеваний нижних отделов мочевыводящих путей, что в свою очередь, вызывает изменение кислотно-щелочного состава мочи и может приводить к образованию камней. С другой стороны конкремент, как инородное тело препятствует нормальному прохождению мочи и может травмировать стенки мочевыводящих путей, что способствует развитию воспаления и росту патогенных микроорганизмов.

Диагностика
Диагноз ставится на основании клинического осмотра, развернутого анализа мочи с микроскопией осадка, в ряде случаев проводится рентгенологическое и ультразвуковое исследования, что возможно лишь в ветеринарной клинике.

При возникновении мочекаменной болезни владельцы животного как правил наблюдают болезненность при мочеиспускании у кота, в моче можно обнаружить кровь. Порции мочи не значительные, кот присаживается много раз, моча выделяется каплями. При полной закупорки уретры моча не выделяется.