Ветеринарная клиника | Хромота у собак

Хромота у собак может иметь самое разное происхождение – от невинной ранки на подушечке до серьезных проблем с суставами. Поэтому при диагностике хромоты в ветеринарной клинике изначально проводится детальный осмотр пораженной конечности на предмет видимых повреждений, ран, абсцессов, пододерматита, межпальцевых свищей, заломленного когтя, и лишь в отсутствие очевидных внешних повреждений проводятся дополнительные функциональные тесты и рентгенологическое исследование.
В диагностике хромоты у собак имеет значение возраст появления первых симптомов. У молодых животных можно предположить, в первую очередь, травму или проблему роста. Появление стабильной хромоты в возрасте 4-6 месяцев дает основание предполагать анатомическое нарушение строения костяка или результат серьезной травмы. У животных среднего и зрелого возраста чаще регистрируются артриты, артрозы, Крупные породы собак старшего возраста предрасположены к появлению новообразований костей. Молодые собаки карликовых пород часто страдают от нестабильности коленной чашки или других «породных» патологий формирования костяка.

Паностит у собак. Заболевание проявляется хромотой на одну или обе грудные конечности, иногда – перемежающейся хромотой на грудные конечности, грудные и тазовые конечности. Страдают животные в период активного роста с 7 до 12 месяцев, иногда до 18 мес. Чаще проблема регистрируется у немецких овчарок.

Вторичный пищевой (алиментарный) гиперпаратиреоз у собак. К заболеванию предрасположены собаки, основу рациона которых составляет сырое мясо. В мясе содержится в 40-50 раз больше фосфора, чем кальция. Гиперфосфатемия приводит к развитию вторичного гиперпаратиреоза, который «вымывает» кальций из костей благодаря повышенной активности остеокластов. Результат – патологические (без видимых причин) переломы по типу «ивовой ветки», компрессионные микропереломы позвонков и трубчатых костей, которые могут даже не визуализироваться на рентгенограмме, но приводят к стойкому нарушению функции конечности.

Расслаивающий (рассекающий) остеохондрит у собак. Патология может встречаться в плече-лопаточном, локтевом, коленном и скакательном суставах. Основное клиническое проявление – стойкая хромота на одну грудную или тазовую конечность, стартовая хромота – выраженная хромота в начале движения. Патология проявляется у животных в период активного роста с 6 до 9 месяцев, реже до 1.5 лет. Наиболее типичный синдром – боль при сгибании плечевого сустава.

Разрыв ПКС (передней крестовидной связки) у собак. Это наиболее часто встречающаяся патология, обуславливающая хромоту на тазовую конечность собак средних, крупных и гигантских пород. Первый признак заболевания – животное в момент игры или активного движения взвизгивает и начинает хромать на тазовую конечность. Окончательный диагноз ставят на основании характерных изменений рентгенограммы в боковой проекции (смещение центра мыщелков бедренной кости относительно центра плато большеберцовой кости).

Дисплазия ТБС (тазобедренных суставов) у собак – тяжелая генетически обусловленная патология, которая передается иногда через 20 поколений в зависимости от сочетания генов. Поэтому так важна выбраковка производителей с любой степенью дисплазии.
Причем в некоторых случаях хромота может полностью отсутствовать, а о дисплазии будет свидетельствовать только рентгенограмма.
Пояснично-крестцовый синдром у собак средних, крупных и гигантских пород обусловлен нестабильностью позвонков на уровне L7-S1, увеличением пояснично-крестцового угла, грыжей диска, гипертрофией желтой связки, спондилезом, спондилитом. Любая из этих причин может вызвать компрессию спинно-мозговых нервов, который приводит к развитию болевого синдрома, хромоты на уровне тазовых конечностей вплоть до парапареза. В некоторых случаях проблема проявляется лишь в виде ночных болей в виде постанывания по ночам.

Дисплазия локтевого сустава у собак характеризуется несколькими аномалиями развития локтевого сустава, протекающими сочетанно или индивидуально (изолированный венечный отросток, расслаивающий остеохондрит медиального мыщелка плечевой кости, инконгруэнтность сустава, дегенеративные изменения в суставе).
Патология проявляется в период активного роста с 6 до 12 месяцев и в первые годы жизни. Наиболее часто болеют собаки средних и крупных пород (лабрадоры, ретриверы, немецкие овчарки, кане-корсо).
Клинические симптомы включают в себя хромоту на одну или обе грудные конечности, увеличение контуров локтевого сустава, выбухание выворотов капсулы, боль при супинации в локтевом суставе.

В статье использованы материалы из статьи С. А. Ягникова